Многоцелевой Alpha Jet - учебно-тренировочный и
боевой самолет второго поколения - отличается исключительной
компактностью и рациональностью конструкции. Со временем он стал
примером для подражания конструкторам многих стран. Самолет в 1970-х
создавался объединенными усилиями авиапредприятий нескольких государств:
"Дассо-Бреге" - головной разработчик (Франция) и "Дорнье" (ФРГ) при
участии бельгийских фирм "SABCA" и "Фэйри". Alpha Jet в
╚Люфтваффе╩ занял нишу легкого штурмовика, заменив
истребитель-бомбардировщик "Фиат" G-91, а в ВВС Франции пришел на смену
устаревшим УТС CM-170 и "Локхид" T-33. Первый вылет опытного самолета в
варианте учебно-тренировочного состоялся в октябре 1973-го, а ударный
Alpha Jet впервые поднялся в воздух в январе 1974-го. Серийный выпуск
для ВВС Франции начался в 1977-м, а для ФРГ - в 1978-м. Авиационные
специалисты Пентагона, ознакомившись с ТТХ нового штурмовика и делая
прикидку для использования его в масштабах НАТО, благосклонно отнеслись к
новичку и даже рассматривали возможность приобретения лицензии на
постройку Alpha Jet. Предварительно предполагалось, что его производство
будет осуществлять фирма "Локхид". Потребность США в то время
оценивалась примерно в 350 УТС этой конструкции. Но в дальнейшем планы
эти были пересмотрены, и Alpha Jet в США не выпускался. Забегая вперед,
скажем, что всего построено 504 самолета этого типа всех модификаций.
Они до сих пор состоят на вооружении ВВС Франции, Германии, Греции,
Бельгии, Марокко и Египта. Легкие штурмовики Alpha Jet приспособлены для
поражения движущихся и стационарных целей, главным образом, на поле боя
и в тактической глубине обороны. Они позволяют решать такие задачи, как
непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск, изоляция поля
боя, лишение возможности противника подвозить резервы и боеприпасы, а
также воздушная разведка. Последняя обычно сочетается с нанесением
ударов по обнаруженным в прифронтовом тылу целям. Возможен также
перехват вертолетов противника в воздухе. Кроме этого Alpha Jet
привлекаются для нанесения ударов по аэродромам, стартовым позициям
тактических ракет, радиолокационным постам, командным пунктам, складам
боеприпасов и горючего и другим важным военным целям, расположенным в
оперативной глубине. Считается, что Alpha Jet, оснащенные УР
класса "воздух-земля", 30-мм скорострельными пушками, бомбовыми
кассетами, снаряженными кумулятивными бомбами малого калибра,
противотанковыми минами и зажигательными бомбами, являются эффективным
средством борьбы с танками. По конструкции Alpha Jet - сравнительно
небольшой по размерам двухместный цельнометаллический штурмовик с двумя
ТРД со статической тягой каждого в 1350 кгс. В начале 1980-х
годов Alpha Jet испытывался и в качестве "истребителя вертолетов". Б
качестве "дичи" к испытаниям привлекался армейский вертолет Во.105, на
который штурмовик наводился по командам с наземного пункта управления.
Однако, результаты оказались неудовлетворительными: вертолету, как
правило, удавалось уклониться от атаки одиночного самолета. Несколько
лучше оказались результаты использования одновременно двух самолетов:
один из них барражировал на высоте и корректировал действия другого.
Однако соотношение "два охотника на одну утку" оказалось неприемлемым по
экономическим соображениям (впрочем, еще большим провалом окончились
попытки применить в качестве противовертолетного средства истребители
F-104G). Alpha Jet имеет простую и надежную гидравлическую
систему управления полетом, благодаря чему обеспечивается его отличное
пилотирование во всех диапазонах высот и скоростей, включая и предельно
малые. Конструкция отвечает всем требованиям прочности и оптимальному
размещению нагрузок. В частности, топливные баки расположены по всем
трем осям самолета, с таким расчетом, чтобы предотвратить перенапряжение
его отдельных участков. Это позволило, в силу уравновешивания
инерционных моментов, довести расчетные перегрузки на Alpha Jet от +12
до -6 единиц. По свидетельству бывшего командующего ВВС ФРГ генерала
Ф.Облезера разработка и испытание самолета Alpha Jet, теоретическая и
практическая подготовка экипажей всецело велись под контролем
западногерманских авиационных специалистов. Требования к
тактико-техническим данным самолета были выработаны исходя из
особенностей боевых действий в современных условиях, характеризующихся
динамичностью и скоротечностью, массированным применением бронетанковой
техники, наличием мощной войсковой ПВО, необходимостью постоянной борьбы
с десантами и блокированием подхода резервов. Есть и одно
специфическое преимущество у Alpha Jet: штурмовик способен летать на
значительно более низких скоростях, на которых полет самолетов F-5E,
"Мираж-3Е", A-104C, F-15, F-18 и других, просто невозможен. Это
преимущество может быть использовано экипажем штурмовика для уклонения
от атак сверхзвуковых истребителей. Западногерманские летчики дали
высокую оценку пилотажным характеристикам самолета. Во время испытаний
было установлено, что в 600 случаях сваливания Alpha Jet в штопор, как
при нормальном, так и перевернутом полете, его управление оставалось
эффективным, а при снятии усилия с ручки управления и педалей, машина
самостоятельно выходила из штопора. С убранными закрылками и шасси
штопор начинается на скорости полета около 185 км/ч. При работающих
двигателях предупреждение о сваливании (ощутимая тряска) появляется на
углах атаки 15 град., а сваливание происходит при достижении 18 град.
Минимальная практическая скорость при выпущенных шасси и закрылках 157
км/ч. Волновая тряска, возникающая при образовании околозвукового скачка
уплотнения, замечалась на скорости 980 км/ч. Летчики-испытатели
свидетельствуют, что в пологом пикировании самолет удавалось разогнать
до сверхзвуковой скорости. При этом наблюдались незначительные нарушения
эффективности управления, что для дозвукового самолета является
безусловно признаком надежности. По характеристикам виража,
радиусу и угловой скорости разворота в горизонтальной плоскости Alpha
Jet заметно превосходит другие боевые самолеты тактической авиации стран
НАТО, в том числе и штурмовик А-10, специально созданный для
непосредственной авиационной поддержки войск. Причем, с уменьшением
скорости полета эти преимущества возрастают. Как и все дозвуковые
реактивные самолеты с относительно небольшой тяговооруженностью Alpha
Jet уступает сверхзвуковым боевым машинам по скороподъемности. Чтобы
набрать высоту 9150 м с момента отрыва легкому штурмовику потребуется 7
минут. Учитывая рассмотренные летные характеристики самолета, основным
оружием для защиты его от атак истребителей является малый радиус
разворота в горизонтальной плоскости, очень широкий маневр по скорости и
использование предельно малых высот полета. Благодаря этим качествам
штурмовик может более гибко и часто атаковать наземные цели. В ВВС ФРГ
проводился ряд летных экспериментов, в которых штурмовики Alpha Jet
отрабатывали тактику и методы борьбы с вертолетами противника в
различных условиях. К сожалению, для испытателей этот опыт оказался
безуспешным. Без боевой нагрузки, например, при выполнении задач
визуальной воздушной разведки, радиус действия штурмовика может
достигать на больших высотах без подвесных топливных баков - 1100 км, с
двумя топливными баками, емкостью по 310 л - 1370 км, а при полете на
малых высотах - 430 и 550 км соответственно. При нормальном взлетном
весе 5000 кг в условиях стандартной атмосферы длина его разбега равна
430 м, а пробега - 500 м. При этом скорость планирования при заходе на
посадку не должна превышать 205 км/ч. Самолет допускается к полетам при
боковом ветре, со скоростью 45 км/ч. В целом, Alpha Jet хорошо
приспособлен для действий с небольших грунтовых ВПП, что позволяет им
находиться в прифронтовой полосе и чаще менять места базирования.
Вооружение самолета очень разнообразно и зависит от характера решаемых
им задач. Боевая нагрузка размещается на одном подфюзеляжном и четырех
подкрыльевых узлах, по два на каждой консоли крыла. На подфюзеляжный
узел, как правило, подвешивают установки с 27-мм пушкой "Маузер"
(боекомплект 150 патронов) или с 7,62-мм либо 12,7-мм пулеметом (250
патронов). Каждый внутренний подкрыльевой узел рассчитан на максимальную
нагрузку до 665 кг, а внешний - 335 кг. Фактически же рекомендуется
подвешивать до 650 и 300 кг соответственно. На пилонах
размещаются в различных сочетаниях авиабомбы, бомбовые кассеты, пусковые
установки с НАР калибра 68 мм, подвесные топливные баки (только на
внешних подкрыльевых узлах), контейнеры с разведывательной аппаратурой
или со средствами РЭБ. Предусмотрена также возможность подвески УР
"Мажик" класса "воздух-воздух" и "Мейверик" класса "воздух-земля".
Варианты размещения полезной нагрузки и вооружения самые разнообразные. В
систему управления оружием штурмовика входит, в частности, индикатор
отображения данных на фоне лобового стекла, который может быть
использован как оптический прицел для стрельбы из пушки, пуска НАР и
бомбометания. Alpha Jet оснащен приемопередатчиками, работающими в KB и
УКВ диапазонах, радиокомпасом, радиовысотомером, системой опознавания
"свой-чужой", доплеровской системой и лазерным дальномером. Система
управления оружием на Alpha Jet позволяет непрерывно автоматически
рассчитывать и отображать точку падения боеприпасов при бомбометании,
пуске ракет и стрельбе из пушки по наземным целям, вести огонь из пушки
по воздушной цели, находящейся на одной из двух, заранее заданных
дальностей, с учетом поправки на ракурс; применять оружие вручную, без
использования вычислителя. Оценивая легкий штурмовик Alpha Jet в
соответствии с принятыми в НАТО критериями применения самолетов для
непосредственной авиационной поддержки быстрота регулирования,
всепогодность, точность выхода на цель, эффективность нанесения удара и
способность преодоления ПВО можно отметить следующее. С точки зрения
быстроты реагирования самолет соответствовал современным требованиям за
счет возможности базирования на грунтовых аэродромах и посадочных
площадках с ВПП небольших размеров, которые легко найти вблизи
расположения поддерживаемых войск. Кроме того, он имеет довольно
значительную продолжительность полета - более 3,5 часов, что позволяет
использовать штурмовик из положения дежурства в воздухе над зонами,
максимально приближенными к полю боя. Что касается всепогодности, то
Alpha Jet способен летать как днем, так и ночью в простых и сложных
метеоусловиях, но наносить удары может только при наличии достаточной
визуальной видимости целей. Это обстоятельство существенно снижает
боевые возможности штурмовика, а точнее, даже исключает его применение
при значительном ухудшении погодных условий. Бортовое
навигационное оборудование позволяет выводить самолет в район цели с
достаточной для последующей атаки точностью. Однако это возможно, как мы
уже сказали, лишь в простых метеоусловиях. Эффективность же наносимого
при этом удара зависит от правильного выбора, имеющегося в каждом
конкретном случае оружия. Учитывая большое разнообразие вариантов
вооружения и довольно большую относительную боевую нагрузку (до 30%
взлетного веса) авиационные специалисты считают, что этот легкий
штурмовик может успешно поражать самые различные цели на поле боя. А
также и в тактической глубине обороны противника, включая танки,
бронетранспортеры, автомашины. Для преодоления системы ПВО противника
экипажам самолетов Alpha Jet рекомендуется летать на малых и предельно
малых высотах с выполнением резких по скорости и направлению полета
противозенитных и противоракетных маневров. В этих случаях экипажами
могут использоваться активные и пассивные средства РЭБ, устанавливаемые
перед боевым полетом на подвесных контейнерах. По отзывам военных
летчиков, Alpha Jet обладает отличными пилотажными и боевыми свойствами.
Так, летчик-инструктор майор Пит Гавертон из 12-го авиационного
учебного крыла напутствовал своих пилотов: "Вы летаете на самолете, у
которого есть душа. Я это точно знаю. Смело идите на цель, и маневрируя,
уходите из-под обстрела противника. Не теряйте присутствия духа, - и
Alpha Jet вас никогда не подведет!". В разное время эту, несколько
модернизированную машину, покупали для своих ВВС до десяти стран, хотя и
стоимость серийного самолета довольно высокая - 4,5 млн. долларов.
Вполне возможно, что это как раз тот случай, когда говорят: "Мал
золотник, да дорог". Основными модификациями самолета стали
учебно-тренировочный Alpha Jet E (Ecole) для ВВС Франции и легкий
штурмовик Alpha Jet A (Appui) для ВВС Германии. Последними модификациями
самолета стали Alpha Jet 2, первоначально известный под обозначениями
MS-1 и MS-2, а позднее NGEA, оснащенный новым авиационным электронным
оборудованием, дисплеем над головой пилота, инерционной системой
навигации и лазерным дальномером для обеспечения прицельности нанесения
удара). И, наконец, самолет Alpha Jet 3 ATS, первоначально имевший
название Lancier. Самолет Alpha Jet 2 имеет полностью
интегрированную инерциальную навигационную систему SAGEM Uliss 81 INS,
радарный альтиметр TRT (метод измерения временных интервалов между
приемами сигналов при сканировании в прямом и обратном направлениях,
пропорциональных положению самолета в соответствующей плоскости),
гиромагнитный компас SFIM, аппаратуру засекречивания связи CSF фирмы
Thomson, пилотажно-проекционный или коллиматорный индикатор HUD и
лазерный дальномер TMV 630, установленный на носовой части фюзеляжа.
Самолет был оснащен более мощными двигателями Larzac 04-C20,
развивающими тягу 1440 кгс. Первый полет Alpha Jet 2 совершил в апреле
1982 года, а в июне 1983 года была осуществлена первая поставка в Египет
(который заказал 45 самолетов) и в Камерун (7 машин). Самолет
Alpha Jet 3 ATS, оснащенный двигателем Larzak 04-С20, был создан на базе
Alpha Jet 2 и является эффективным летающим тренажером, оснащенным
усовершенствованной системой VEM 130 HUD (пилотажно-проекционный или
коллиматорный индикатор), новыми типами датчиков, радаром типа
Agave/Anemone для ночного пилотирования и перехвата, обтекаемым
подвесным контейнером с бортовой инфракрасной системой FLIR для
обнаружения целей в передней полусфере, обтекаемым подвесным контейнером
с лазерным определителем, подвесным вооружением с лазерным наведением и
системой электронных средств ведения войны. Конструкция самолета.
Выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным
стреловидным крылом и двумя двигателями в гондолах по бокам центральной
части фюзеляжа. Фюзеляж с боковыми воздухозаборниками выполнен в
соответствии с правилом площадей. Кабина экипажа - двухместная, с
тандемным расположением экипажа. Заднее сиденье расположено с некоторым
превышением над передним, что обеспечивает второму члену экипажа обзор,
позволяющий самостоятельно осуществлять посадку. Имеется два отдельных
фонаря, открывающихся назад. Самолеты ВВС Франции оснащены катапультными
креслами Мартин-Бейкер Мк.4 (возможно покидание самолета на скорости не
менее 166 км/ч), германские самолеты - креслами Стенсел SIIIS
(обеспечивают катапультирование на стоянке). На верхней
поверхности хвостовой части фюзеляжа расположено два воздушных тормоза
(площадь - 0,74 м2), выполненные из углепластика. Крыло имеет
угол стреловидности по 1/4 линии хорд 28╟. Отрицательный угол
поперечного V равен 6╟. В корневой части имеются небольшие наплывы по
передней и задней кромкам, которые увеличивают хорду в корневом сечении
на 13%. Примерно на середине размаха крыла на передней кромке имеется
уступ. Применена геометрическая крутка сечений (от 0 у корня до 1,8╟ на
конце). Механизация крыла включает двухщелевые закрылки общей
площадью 2,86 м2 с углом отклонения 35╟. Их узлы навески вынесены за
нижнюю поверхность крыла. Для уменьшения лобового сопротивления они
размещены на одной линии с крыльевыми пилонами, которые расположены на
65% размаха крыла. Элероны расположены в концевой части крыла, они занимают 35% размаха крыла.
Цельноповоротное горизонтальное оперение имеет стреловидность по
передней кромке 30╟, положительный угол поперечного V равен 12╟.
Стреловидность вертикального оперения по передней кромке - 45╟.
Шасси - трехопорное, с носовым колесом. Все стойки одноколесные, имеют
гидравлический привод. Передняя стойка управляемая. Она убирается
поворотом вперед и смещена вправо на 200 мм от оси самолета. Основные
стойки убираются под каналы воздухозаборников. Все пневматики - низкого
давления (4 кгс/см2 при нормальной взлетной массе). Обеспечивается
возможность эксплуатации с грунтовых аэродромов. Штурмовик Alpha Jet (для ВВС Германии) снабжен аварийным задерживающим гаком. Силовая установка. Два ТРДД SNECMA Larzac (2 х 1350 кгс). Общесамолетные системы.
Гидравлическая система состоит из двух независимых подсистем с рабочим
давлением 210 кгс/см2. Насосы одной из подсистем имеют электрический
привод, насосы другой приводятся от двигателей самолета. Система
обеспечивает привод поверхностей управления, закрылков, шасси, воздушных
тормозов и управление носовым колесом. Воздушная система
обеспечивает герметизацию кабины, питание высотных костюмов экипажа, а
также наддув топливных баков. Система кондиционирования использует
воздух, отбираемый от двигателей. При полете на большой высоте в кабине
поддерживается избыточное давление 0,3 атм. Кислородная система питается
от газификатора с жидким кислородом емкостью 10 л. При
катапультировании летчики снабжаются кислородом из двух баллонов,
расположенных под сиденьями. Оборудование и системы самолета
питаются от двух стартеров-генераторов мощностью по 9 кВт с приводом от
двигателя. Они вырабатывают постоянный ток напряжением 28 В. В
электросистему входят два статических преобразователя для получения
переменного тока напряжением 115 В (частота 400 Гц) и никелево-кадмиевая
аккумуляторная батарея емкостью 36 Ач. Целевое оборудование.
Снабжен стандартным комплектом бортового оборудования, обеспечивающим
самолетовождение и боевое применение при хороших погодных условиях.
Имеется оптический прицел с индикацией на лобовом стекле, KB и УКВ
приемопередатчики, запросчик-ответчик системы радиоопознавания, приемник
системы ближней навигации VOR/ILS и СПУ. По требованию заказчика
самолет может быть доукомплектован системой TACAN, навигационным
вычислителем, радиовысотомером и аварийным самописцем.
Вооружение. На подфюзеляжном узле подвески может размещаться контейнер с
30-мм пушкой DEFA 553 (скорострельность 1300 выстр./мин., боекомплект
150 снарядов), 27-мм пушкой Маузер (150 снарядов) или двумя 12,7-мм
пулеметами (250 патронов на ствол). На четырех подкрыльевых узлах могут
размещаться фугасные свободнопадающие бомбы массой до 400 кг,
зажигательные бомбы (314 или 375 кг), контейнеры MATRA IPF-1 с НАР
калибром 70 мм, напалмовые баки или буксируемые мишени, а также два ПТБ
по 310 л.
|